Корреспондент HIT.BY Алина Петровская попросила эксперта по доменному рынку Беларуси Василия Викторовича Пашко обосновать столь высокие цены и ответить на главный вопрос: правильно ли делают счастливые покупатели топ-доменов, вкладывая собственные деньги в «виртуальное имущество»?
На фото: ПАШКО Василий Викторович, фото hit.by

В последнее время в Беларуси за баснословные суммы продаются доменные имена в национальной доменной зоне .BY Так, домен Casino.by продали за 25.000 долларов США, домен Online.by – за 10.000 долларов США, а в 2018 году самый «горячий» домен Беларуси – Sex.by – ушел с аукциона за 2.500 долларов. Корреспондент HIT.BY Алина Петровская попросила эксперта по доменному рынку Беларуси Василия Викторовича Пашко обосновать столь высокие цены и ответить на главный вопрос: правильно ли делают счастливые покупатели топ-доменов, вкладывая собственные деньги в «виртуальное имущество»?

Василий Викторович оценил перспективы отечественного доменного рынка около 20 лет назад - свой первый домен .BY он приобрел еще в 2001 году. С тех пор многое изменилось, а прежде всего – законодательство Беларуси, регламентирующее рынок доменных имен. Сегодня это цивилизованный рынок с благотворительными аукционами, ясными процедурами регистрации и обслуживания, развитым вторичным рынком. Мы попросили Василия Викторовича привести не мене 10 основных аргументов, которые побуждают бизнесменов Беларуси вкладываться в домены. Итак, вот они:

1. Домен .BY – это собственность, хоть и виртуальная

С 2017 года домены .BY стало возможно указывать в завещании, получать по наследству. Естественно, домен можно подарить, продать, сдать в аренду или «законсервировать» под будущие проекты. Фактически, домен с момента его приобретения является собственностью гражданина, ИП или компании с низкой стоимостью обслуживания – на данный момент это чуть более 25 белорусских рублей в год для любого домена. При этом на хорошем домене всегда можно развернуть прибыльный, а возможно и многомиллионный бизнес. Или, например, оставить профильный домен своим подрастающим детям – пригодится. Тем более с каждым годом хороший домен .BY становится еще большей редкостью с растущей стоимостью.

2. Домен имеет мизерную стоимость обслуживания

Если покупка домена может обернуться «круглой» суммой, то важно помнить, что это всего лишь РАЗОВЫЙ платеж. В дальнейшем надо будет лишь оплачивать ежегодную утвержденную государством плату в размере 25 белорусских рублей. Иных расходов у владельца домена нет. Таким образом, однажды приобретенный домен можно содержать бесконечно долго. Однако о покупке лучше позаботиться сегодня, дешевле выйдет.

3. Премиум-домен легко запоминается, т.е. привлекает в разы больше клиентов

И рекламные плакаты в Минске с адресами Kover.by, Divan.by, Реклама.БЕЛ – тому хорошее подтверждение. Если клиент за день увидел в городе 2 рекламных щита одинакового размера - Kover.by и Carpethouse.by, то, скорее всего, если ему нужен будет ковер, он запомнит лишь Kover.by и обратиться именно к этому сайту.

Таким образом, простой и понятный для среднестатистического человека домен позволяет привлечь при всех прочих равных условиях гораздо большее количество клиентов.

4. Домен может стать средством идентификации Вашего бренда на рынке

Многие компании Беларуси используют домен в качестве основного средства идентификации бренда. За примерами далеко ходить не надо: ООО «ТУТ БАЙ медиа» (TUT.BY), ООО «РиэлтБай» (Realt.by) и другие. Рекламируя свой бренд, компании автоматически рекламируют и домен, т.е. непосредственный адрес виртуальной точки продаж. Верно и обратное утверждение: домен существенно влияет на узнаваемость компании-владельца.

5. «Тайпин» трафик: красивый домен гарантирует десятки новых и … бесплатных клиентов ЕЖЕДНЕВНО

Некоторые пользователи Интернета набирают сами в адресной строке красивые домены, желая попасть на сайт компании по продаже соответствующей продукции или услуг. Такой трафик на красивые домены называется «тайпином» (т.е. в переводе – «печатать в [адресной строке браузера или смартфона]»).

К примеру, те, кто хотят заказать пиццу, легко набирают Pizza.by и … попадают куда надо. Вот ведь совпадение - там как раз продают пиццу с доставкой по Минску. Так компания "New Entertainment Technology" из Литвы получила легкий доступ на и так высококонкурентный рынок доставки еды Минска. И продолжает ежедневно получать десятки новых БЕСПЛАТНЫХ клиентов, которые просто хотят кушать и от голода набирают красивый адрес Pizza.by

Неплохо, да?

Нижегородское предприятие, 1929 год.

8. «У моей компании уже есть сайт и домен. Зачем мне второй домен, пусть и по тематике моего бизнеса?»

Свободные домены или домены в продаже на вторичном рынке, связанные с отраслью Вашего бизнеса, безусловно, надо блокировать путем приобретения. Это расширяет Ваши возможности и ограничивает возможности прямых конкурентов. Так поступают ведущие компании мира. Некоторые бизнесы владеют сотнями доменов, которые перенаправляют пользователей на основной сайт.

Дополнительный домен .BY в обслуживании практически бесплатен. Установленная плата в год равняется примерно 10 долларам США (в эквиваленте), что для любого бизнеса является незаметной суммой. Вместе с тем, второй домен наиболее хитрые участники любого конкурентного рынка часто используют для того, чтобы:

  • Заблокировать появление конкурирующего сайта в будущем;
  • Создать сеть отраслевых сайтов для привлечения самого широкого круга клиентов (отличный пример – сеть Kadrovik.by, Buhgalter.by, Ekonomist.by и др.). Все эти сайты принадлежат одной белорусской компании – ООО «Профигруп» и отлично «убивают» конкурентов, а также привлекают новых клиентов;
  • Сделать переадресацию красивого отраслевого домена на свой сайт;
  • Забрать домен себе «на будущее» под спецпроект своей компании.

Покупка красивого домена – это удовольствие. Если это не сделать, в будущем будет разочарование от того, что домен забрали «злые» конкуренты.

Часто бывают ситуации, когда потенциальные покупатели красивых имен все-таки отказываются от покупки. Это может быть завышенная (по их мнению) стоимость или отказ от покупки по другим причинам. Через некоторое время бизнесы вдруг решают приобрести оказавшиеся ранее ненужные домены, но … натыкаются на уже работающие во всю мощь сайты конкурентов. Наступает разочарование от упущенных ранее возможностей. Это довольно частая ситуация для Беларуси.

6. Экономия. Прежде всего – на рекламе. Эффект достигает десятков тысяч долларов в год!

Простой и хорошо запоминающийся домен легче рекламировать. Обычно компании размещают рекламу в печатных СМИ, Интернете, на радио и телевидении, рекламируя преимущество своих товаров или услуг. Разрабатываются яркие рекламные тексты и сценарии, отрабатываются стратегии завоевания потребителя. Вместе с тем хороший домен проще, легче и дешевле рекламировать.

Например, угадайте, что продают на доменах Divan.by, Kover.by? Угадали? Думаю, да. И обратите внимание на рекламу этих сайтов в Минске – она простая, но легко цепляет взгляд и хорошо запоминается. «KOVER.BY – мы продаем ковры». Просто, понятно, доходчиво, легко откладывается в подсознании. С хорошим доменом можно уменьшить количество рекламных билбордов или время аудиоролика для радио. Крупным игрокам это сэкономит десятки тысяч белорусских рублей в год, а небольшим бизнесам позволит за счет относительно небольшого бюджета привлечь огромное количество новых клиентов.

7. Домен заберете Вы или … Ваш прямой конкурент, с которым Вы будете в дальнейшем сражаться за одного и того же клиента. Это правило.

Если свободен Ваш отраслевой домен, то либо на нем откроете сайт Вы, либо Ваш конкурент. Разберем эту ситуацию подробнее.

Доменные имена условно можно поделить на «брендовые» и «отраслевые». 

«Брендовые» имена представляют собой яркие названия, которые могут подойти для различных бизнесов. Нарпимер, на домене jaguar.by может разместиться сайт парикмахерской с соответствующим названием, салон мужской одежды или аналогичный автомобильный бренд. 

«Отраслевые» домены прямо отражают суть товаров или услуг, которые будут реализовываться на данном имени. К примеру, на домене musor.by не откроешь парикмахерскую, салон мужской одежды или салон красоты. Вместе с тем для клининговых компаний, для компаний по уборке и вывозу строительного и иного мусора – это отраслевой домен.

Таким образом, очевидно, что рано или поздно одна из заинтересованных компаний откроет на musor.by сайт, посвященный услугам по уборке и вывозу мусора. Для конкурента-новичка это будет прекрасный недорогой маркетинговый ход, чтобы быстро закрепиться в сознании потенциальных клиентов. Представьте огромный билборд на минском МКАДе – “MUSOR.BY - Вывозим строительный мусор”. В данном случае приобретение домена musor.by можно фактически приравнять к покупке готового бизнеса по вывозу строительного мусора.

И если домен забрал конкурент, скорее всего, Вы больше НИКОГДА этот домен не получите. Такое жесткое правило.

Если домен, который соответствует Вашему бизнесу, сейчас в продаже, то это то самое знаменитое «окно возможностей». Если Вы не выкупите домен сейчас, то, скорее всего, Вы его не выкупите никогда. Так как если домен достанется прямому конкуренту, все что Вам остается делать для того, чтобы заполучить домен – это ждать «смерти» его компании или выкупить ее вместе с доменом. А эти процессы могут затянуться на десятилетия или даже никогда не произойти.

9. Красивый домен увеличивает стоимость компании

Если у автомобильной компании на балансе есть домен класса Auto.by, а у продавца строительных смесей есть «сладкая парочка» Smes.by + Smesi.by, то это увеличивает стоимость компании в случае ее продажи. Причем обычно стоимость покупки домена на вторичном рынке гораздо ниже, чем стоимость перепродажи домена следующему заинтересованному владельцу. Ведь рынок растет, доменов становится все меньше, цены взмывают вверх и сегодня проданный за несколько тысяч долларов США домен .BY – отнюдь не редкость.

Кстати, приведенная в качестве примера «сладкая парочка» в настоящее время работает, но на разных бизнесменов. На Smes.by продают смесители, а на Smesi.by – строительные смеси и сопутствующие товары.

10. Имиджевая составляющая

Безусловно, свое представительство в Интернете можно организовать на любом домене. Однако, согласитесь, когда Ваш сайт по продаже строительных материалов и загородных домов имеет адрес Dom.by, а Ваш медицинский портал – имя 103.by, это круто. Кстати, оба указанных домена принадлежат одному из лидеров Интернет-рынка Беларуси. А эти ребята знают толк в доменах.

И с «крутым» доменом Ваша визитка будет смотреться гораздо эффектнее на фоне конкурентов, не так ли?

Более того, для значительной части Ваших клиентов организация бизнеса на условном домене deshevye-telefony222.by будет поводом для сомнения, а, например, сайт с доменом Telefon.by или Trubka.by покажет, что владельцы этого бизнеса основательно подошли к работе с клиентами и к организации своего дела.

11. Договорные отношения и полная правовая защищенность

Лидеры вторичного рынка доменов продают полностью защищенные в правовом плане домены. Оплата, передача домена – все это сегодня идет исключительно по договору. Владение доменов подтверждается Сертификатом от Регистратора, который украсит офис любой компании. Любые процедуры с доменом (дарение, продажа, продление, активация и прочие) прописаны в Регламенте зоны .BY, абсолютно прозрачны и соответствуют общепринятым мировым требованиям.

12. Даже если что-то пойдет не так, топ-домен можно перепродать

Рынок доменов не так ликвиден, как рынок недвижимости, золота, валюты или авторынок. Вместе с тем, топ-домен всегда можно перепродать заинтересованным лицам и компаниям.

С Василием Пашко беседовала Алина Петровская, HIT.BY

Ваша реакция?



Комментарии, мнения, рецензии:

Через Facebook